N_BAR$
Понедельник, 19.11.2018, 19:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | История школы | Регистрация | Вход

Меню сайта
 

Форма входа
Категории раздела
Спортивная жизнь [0]
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     
    СУНЧЕЛЕЕВСКАЯ
    СРЕДНЯЯ ШКОЛА
     


     

     

    История  Сунчелеевской средней школы

     

    22 сентября 1861 года была открыта частная школа в селе Сунчелеево, которая неоднократно закрывалась (вновь открывалась) из-за отсутствия какой-либо помощи от местных властей и из-за нехватки учительских кадров.

    Сунчелеевское земское (впервые было открыто 22 сентября 1861. где 326 муж. и 345 жен. Помещение в собственном доме. Попечитель Михаил Васильевич Колгурин. Законодатель Священник Евгений Петрович Болгаркин с 1886 года. Из книги «Народные училища Казанской губернии» Чистопольского уезда, 1889 г.

    В 1873 она вновь открылась, когда на должность учителя был прислан Советом братств обучавшихся в Симбирской школе Архип Яковлев. Он работал не больше года. После него школа вновь закрылась до 22 февраля 1874г. и возобновила   после назначения учителем Павла Николаева, чуваша, бывшего ученика Ималькинской школы с жалованием в 40 рублей от братства.

    В 1875 году школа была принята земством на свое содержание и  учителем был назначен с 1876 года по 1 сентября 1879 года  выпускник Казанской учительской семинарии Гурий Федоров.

    С сентября 1879 года по сентябрь 1880 года в Сунчелеевской школе учительствовал Николай Михайлович Охотников, уроженец деревни Чув. Чебоксарка, получивший образование в Симбирской чувашской школе, где работал в то время Иван Яковлевич Яковлев. Позже он поступает в Казанский университет на математический факультет.

    До  Н.М.Охотникова в Сунчелеевском училище не было ни одного выпуска, что,  вероятно, было учтено инспектором Чистопольского уезда В.Е.Казариновым, пославшим сюда на должность учителя Никифора Михайловича Охотникова.

    Когда впервые прибыл Н.М. Охотников в село Сунчелеево, застал здешнюю школу в запущенном состоянии. Она помещалась в неприспособленном для занятий здании и не имела специальной квартиры для учителя. Устроившись жить у сельского старосты, он стал заботиться о сборе учеников. В начале октября в школу явились всего 6 учеников, что объяснялось отсутствием у крестьян какого-либо интереса к учебе своих детей.

    Молодой учитель выяснил, что за 15 лет существования здешнего училища ни один из его учеников не окончил полного курса учебы со льготным свидетельством в отношении военной службы, а его предшественник, местный священник, ограничивался лишь проведением уроков Закона Божьего и церковного пения, совершено не обращая внимания на изучение остальных предметов.

    Чтобы преодолеть недоверчивое отношение крестьян к школе, Н.М.Охотников, следуя примеру своего наставника – учителя Яковлева, прежде всего, стал разъяснять им практическую пользу грамоты, проводить чтение книг на чувашском языке. Он поставил перед собой нелегкую задачу: он был убежден в том, что этим самым «школа может заслужить доверие со стороны крестьян, а без доверия общества к школе - бесцельно ее существование». Беседами с крестьянами о пользе грамоты, обучением детей на их родном языке, с применением методических приемов, усвоенных в Симбирской школе, ему удалось постепенно преодолеть отчужденность крестьян от школы. Успехи его на школьном поприще были налицо; уже к зиме число учеников с 6 увеличилось до 25, среди них было 7 девочек.

    Как и в других сельских училищах Казанской губернии в Сунчелеевской школе ученики должны были проходить трехгодичный курс обучения и соответственно с этим они распределялись по трем отделениям. В школе ежедневно назначались шесть учебных часов: четыре утренних с 8 до 12 часов и два вечерних- с часа до трех, к весне -с 2 до 4 часов.

    Другим новшеством в жизни Сунчелеево явилось организация Н.М.Охотникова в ноябре 1879г. школы для взрослых. В своих воспоминаниях Н.Охотников о возникновении этой школы рассказал так: «Приходил ко мне чуваш просить, нельзя ли будет его сестре 23 лет ходить в мою школу. От него узнал я, что есть еще девицы, желающие учиться. Помимо этих девушек, школу посещали взрослые мужчины, убедившись в пользе школьного образования. Под влиянием Охотникова они стали ревнителями просвещения и направляли своих детей на учебу в Симбирскую школу. (Там же, л. 55).

    Вместе со своими добровольными помощниками из школы взрослых Н.М.Охотников посещал и соседние селения – Малое Сунчелеево, Мокшино, Карасу, среди жителей которых было немало некрещеных чувашей.

        Излагая подробности своей жизни в Сунчелеево, 27 июля 1880 года Н.М.Охотников писал И.Я.Яковлеву: «Для меня радостно потому именно, что ученики и родители их во мне увидели хоть элемент моего старания и просвещения народа, от чего охотнее станут посылать своих детей учиться».

    Из архивной справки национального архива Республики Татарстан №358-т от 09.02.2004г. мы знаем, что с 1879г. Сунчелеевская школа уже была на попечительстве земства.

    Из книги «Народные училища Казанской губернии Чистопольского уезда» 1889г. Содержания учителя от земства 206 рублей, остальные 20 рублей от общества.  В дальнейшем законодателю платили 50 рублей, учителю 200 рублей.

     После Н.М.Охотникова в Сунчелеевской  школе работали С.Н.Тимрясов с 1 сентября 1880 по 15 сентября 1883 год, Г.С.Степанов с 15 сентября 1883 по 1885 год, А.И.Удяков (Туктамыш) с 15 сентября 1885 года, Е.П.Болгарский. Близким другом Н.М.Охотникова был Тихон Миронович Абруков, житель села Сунчелеево, горячий энтузиаст народного образования, открывший в своем доме школу грамоты для всех своих земляков.

    С историей нашей школы связано многое. Рассказывает бывшая учительница истории Сунчелеевской средней школы Самойлова Л.Д. «… один из новых учителей после Охотникова, собрав всех учеников в классе за круглым столом, начал знакомиться с ними. Ученики, вставая по очереди, называли свои имена: сын Григория, сын Василия, дочка Петра и т.д., некоторые имена начали повторяться, тогда учитель нашел другой способ. Для удобства он раздал всем птичьи фамилии: (Синичкин, Воробьев, Ласточкин, Грачев, Орлов, Чижиков, Скворцов и т.д.). Некоторым птичьих имен не хватило, тогда им дал звериные имена (Волков, Зайцев и т.д.), которые и стали в дальнейшем фамилиями. В селе Сунчелеево остались фамилии, носящие названия птиц и зверей: Ласточкины, Грачевы, Орловы, Воркуновы, Скворцовы, Зыйцевы».

    Действительно, анализируя решения схода Чистопольского уезда Старо-Мокшинской волости села Сунчелеево Сунчелеевского общества крестьян 6 июля 1886 года, которое мы получили из Казанского архива, увидели, что фамилии до этого события принимали дети по имени отца.

    Писатель земляк Ефрем Васильевич Еллиев в своем рассказе «Ломоносов»  запечатлел этот факт о новом учителе Александре Ивановиче Удякове, который заменил их другими, на русский лад. «Эта мысль явилась к нему в его холодной холостяцкой квартире, а наутро в школе уже «порхали» Соловьевы, Скворцовы, Ласточкины, «рыскали» Зайцевы, Волковы, Медведевы»,- пишет писатель. 

    В 1899-1900 учебном году в Сунчелеевском училище  обучалось 72 мальчика и 10 девочек. Учителем состоял уволенный из 2-го класса Симбирской чувашской школы крестьянин-чуваш Андрей Прокопьев.

    Основание: ф.4, оп. 143, д. 78, л. 695-700 об., 703;

                         Ф.4, оп. 132, д. 57, л. 1081-1082/

     

     

    Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2018